Эксперт предложила ликвидировать валютный контроль

Руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС при Президенте РФ Антонина Левашенко в ходе конференции, посвящённой итогам и перспективам налогового законодательства 2018 года, организованной РБК, затронула вопрос валютного контроля.

Эксперт отметила, что все налоговые стандарты изначально формируются на площадке обсуждения в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР).

Так, комитет по финансовым рынкам последний год вёл активную работу по стандартизации регулирования CEO-процессов и криптовалюты.

Антонина Левашенко подчеркнула, что Россия пока не включается в данный процесс, и в результате чего граждане занимают второе место по количеству операций, проведённых в CEO-компаниях, но не на территории нашей страны. Валютный контроль не позволяет указанным компаниям переводить денежные средства, полученные на криптобирже, на свой зарубежный счёт в виде криптовалюты и уплачивать с этого налоги.

По мнению эксперта, валютный контроль потерял свою актуальность в России, так как уже существует международный обмен налоговой информацией, и не требуется дополнительное регулирование, ведь налоговым органам достаточно сделать запрос за рубеж.

При этом Антонина Левашенко отметила положительную тенденцию в части перехода на новые механизмы получения информации по зарубежным счетам: поэтапная отмена отчетности по счетам в странах, с кем есть обмен, и участие в работе на площадке ОЭСР для выявления схем ухода от отчётности (например, схема приобретения резидентства через инвестиции).

Эксперт указала, что Россия достигла договоренностей об обмене информацией по зарубежным счетам налоговых резидентов с 86 странами. Из них 25 будут предоставлять России информацию в одностороннем порядке. Однако пока в списке стран, с которыми Россия договорилась об обмене, нет, например, Канады, Израиля, Панамы.

Антонина Левашенко обратила внимание на то, что отказ от отчётности для валютного контроля и использование инструментов налогового обмена требует сущностного подхода к определению статуса налоговых резидентов с учётом их реальной связи с Россией и совершенствования инструментов деоффшоризации (соглашений об избежании двойного налогообложения и положений о контролируемых иностранных компаниях).

Эксперт указала, что Минфин России выступил с инициативой о сокращении срока пребывания в России с 183 дней до 90 для определения налогового резидентства физических лиц. Однако, по её мнению, такой подход не соответствует международной практике и будет вынуждать постоянно прибегать к нормам соглашений об избежании двойного налогообложения.

Однако среди положительных изменений, которые недавно вступили в силу, в валютном контроле Антонина Левашенко выделила следующие:

  • уточнено понятие «резидент» для физических лиц. Все граждане признаются валютными резидентами, но для тех, кто проживает в иностранных государствах более 183 дней в течение года, предусмотрено освобождение от ограничений по использованию зарубежных счетов;
  • расширился перечень разрешенных операций по зарубежным счетам (п. 26-27 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»);
  • отменен паспорт сделки (однако введен механизм учета внешнеторговых контрактов), увеличились суммы договоров, подлежащих учету: с $50 тыс. до 3 млн руб. для импорта, 6 млн руб. – для экспорта (п. 4.2. Инструкции Банка России от 16 августа 2017 г. № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учёта и отчётности по валютным операциям, порядке и сроках их представления»).

Источник: Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ

ПОДЕЛИТЬСЯ